Обработка фотографии после съемки имеет не менее важное значение, чем сам процесс фотографирования. Это хорошо понимают большинство фотографов, чего не скажешь о заказчиках коммерческой фотосъемки, которые часто не осознают, что стоимость зависит не только от времени, потраченного на съемку, но и от последующей обработки сделанных фотографий. А времени на обработку требуется не меньше, чем на саму фотосъемку, а то и в 2-3 раза больше.
Я покажу, как выглядят фотографии «до и после» на примере интерьерной съемки. Это будет интересно не только тем, кто пользуется услугами фотографов, но и начинающим фотографам и вообще всем, кто интересуется такой замечательной вещью как обработка (постобработка, пост-процессинг, пост-продакшн).
Фотография после обработки в графическом редакторе. Часто люди, получающие от фотографов готовые фото, думают, что примерно так хорошо и выглядят фотографии, сделанные профессиональным фотографом непосредственно в момент съемки. Потому что камера хорошая и дорогая.
На самом деле оригинальная необработанная фотография выглядит вот так. Снято на хорошую и дорогую камеру. Понятно, что в таком виде это фото никуда не годится. Необходимо обрезать лишнее сверху и снизу, поработать со слишком темными и слишком светлыми участками, поправить баланс белого (сдвинуть цветовую гамму) и т.д.Профессиональная фотография снимается в формате RAW. Это формат, на который не действует обработка, осуществляемая самой фотокамерой в процессе съемки — получается «сырая» картинка. Зато на ней потом можно «проявить» плохо видимые или даже совсем невидимые детали. Например, на этой фотографии необходимо восстановить засвеченный пейзаж в окне и нормально показать то, что оказалось в сильной тени.Обработанная фотография — совсем другой вид.Здесь плохо все: сильно искажена перспектива (вертикальные линии не параллельны, да и горизонтальные тоже), внизу все темно, вся картинка блеклая и серая.Отредактированный вариант.Здесь исходная картинка более или менее приемлемая, ее нужно лишь чуть подправить по яркости и цветности, но главное — необходимо обрезать все лишнее сверху и снизу.После обработки.Обычная проблема, возникающая при интерьерной фотосъемке, это присутствие в кадре слишком ярких (пересвеченных) и слишком темных (провальных) участков. Так, например, как на этой фотографии: в окне и в тенях мебели. К сожалению, даже дорогая, профессиональная камера не снимет так, как видит человеческий глаз — с сохранением деталей в этих участках. Поэтому решать проблему приходится во время постобработки. Кадр был бы лучше, если бы фотограф стал правее, но это было невозможно, поэтому слева получилось лишнее пространство — такие вещи тоже требуется исправлять.Фотография после обработки.Знакомое искажение перспективы плюс все остальные проблемы — с яркостью, цветом…Здесь обработки чуть больше обычного: обрезан существенный участок кадра, с людьми, сделано тонирование, добавлены лучи света.Последняя пара фотографий. Очевидно, здесь главным является правка баланса белого — фотография слишком желтая. Так камера реагирует на электрическое освещение. А еще в этом фото не хватает резкости, как, впрочем, и во всех предыдущих примерах необработанных фотографий. Опять же, профессиональная фототехника с этой проблемой не справляется. Более того, в процессе уменьшения кадра резкость ухудшается. Но интерьерная фотография должна быть резкой и четкой, поэтому во время обработки резкость добавляется всегда.Я привел примеры с простой обработкой, что называется, с базовой коррекцией, без сложной ретуши или методов типа HDR. Главное — показать, что постобработка является важной, обязательной и незаменимой частью создания фотографии.