Очередной рассказ о Риме и его исторических достопримечательностях. Замок Святого Ангела, или Кастель Сант-Анджело, это одно из самых известных архитектурных сооружений старого Рима. Он неразрывно связан со многими громкими событиями в истории города, овеян различными мифами и легендами. Вряд ли я ошибусь, если назову замок Святого Ангела шедевром архитектуры. На меня он произвел впечатление своим огромным и неприступным центральным сооружением.
Замок Святого Ангела пережил целую череду воплощений: сначала был гробницей, затем замком, резиденцией пап и хранилищем их ценностей, тюрьмой и, наконец, в наши дни он является музеем.
Замок стоит на берегу Тибра. С противоположным берегом его соединяет мост Святого Ангела – не менее известный архитектурный памятник, чем сам замок. На фото: вид с крепостной стены замка.
Мост украшен статуями ангелов работы знаменитого скульптора Бернини и его учеников и ведет к центральному входу в замок.
За мощными крепостными стенами замка находится его главное сооружение – еще более мощная круглая крепость, бывший мавзолей античного римского императора Адриана.
История этого уникального строения следующая. В 135 году император Адриан начал строить для себя мавзолей, строительство которого было завершено вскоре после его смерти. Верх сооружения в форме цилиндра заканчивался земляным холмом. На нем была установлена огромная скульптура: Адриан в виде Гелиоса, солнечного бога, управляет квадригой. Диаметр мавзолея — 64 м.
В мавзолее в сое время находились урны императоров начиная с Адриана и кончая Септимием Севером. Снаружи это чудо архитектуры было облицовано белым мрамором, внутри имело различные помещения с роскошным интерьером.
От античного великолепия замка практически ничего не сохранилось. Как и сам Рим, он пережил много войн и разграблений. Последними постарались гуманисты-христиане, уничтожившие языческих идолов и разрушившие внутреннюю архитектуру и декор, чтобы использовать этот материал для строительства и украшения собора Святого Петра.
В 1527 году войска императора Священной Римской империи Карла V штурмом взяли Рим. Из Ватикана в замок Святого Ангела вела галерея, по которой сюда убежал папа Климент VII. Спасая его, на ступеньках храма Святого Петра геройски пала большая часть его личной охраны – швейцарской гвардии. С тех пор гвардейцы Ватикана приносят присягу на верность папе в этот день, 6 мая, в память о воинской доблести их предшественников.
Стены замка Святого Ангела помогли папе Клименту выдержать длительную осаду. Через месяц он вышел из замка, заплатив фантастический по тем временам выкуп в 400 тысяч дукатов.
Среди тех, кто в 1527 году держал осаду в замке, находился и знаменитый скульптор и авантюрист Бенвенуто Челлини. По легенде, именно его выстрел сразил насмерть командующего имперскими войсками Шарля Бурбона, знаменитого французского полководца, перешедшего на службу к императору. На фото: спиральная галерея внутри мавзолея, ведущая в его верхние помещения.
По иронии судьбы, позже Бенвенуто Челлини попал в ранее защищаемый им замок в качестве заключенного. Кстати, он же оказался единственным за всю историю заключенным, которому удалось бежать из этой тюрьмы. В разное время узниками замка были многие известные люди, например, граф Калиостро, Галилео Галилей, Джордано Бруно.
Замок Святого Ангела на гравюре Пиранези, XVIII век.
Замок занимает большую площадь, здесь много различных помещений: подземных, укрепленных, жилых… Много средневековых построек, возведенных для себя римскими папами: жилые апартаменты, зал Сокровищ, Секретный архив и др.
Все эти постройки наверху, насколько я понял, средневековые. Понять какую-то системность или симметрию в этой архитектуре сложно. Сейчас в этих помещениях расположен музей, фотографировать в котором, к сожалению, запрещено. В основном, там бывшие папские апартаменты, стены и потолки которых украшены замечательными фресками, которые, кстати, ничем не отличаются от античных, например из Помпей.
Похожие фрески можно посмотреть и в этой галерее, идущей по верху крепостной стены. Но не знаю, честно говоря, каким веком ее датируют, но точно не античным.
В средние века замок назывался Домом Кресцентиев. История одного из представителей этого рода весьма любопытная. В X веке Римом правил Иоанн Кресцентий, который, отстаивая независимость города, боролся и с папами, и с императором. Когда войска последнего захватили город, Кресцентий заперся в своем родовом замке и долго оборонялся.
В конце концов император победил, Иоанну Кресцентию отрубили голову, а вместе с ним казнили и 12 его сподвижников, управлявших округами Рима. Произошло это в 999 году (разброс в источниках от 998 до 1000 года). Иоанн стал национальным героем и еще долгие годы после его смерти горожане называли своих сыновей его именем. Ведь он принес себя в жертву за их свободу. Погружаясь в эту историю, наверняка сильно искаженную временем и усилиями победителей, я не могу отделаться от мысли, что она послужила основой при написании Евангелия.
Площадка на вершине замка украшена статуей архангела Михаила. Отсюда и пошло название крепости. История такова: якобы в VI веке в разгар моровой язвы папа увидел над замком Михаила, вкладывающего свой меч в ножны, что означало конец эпидемии — добрый знак. В честь этого знаменательного явления и было решено установить на вершине замка статую архангела. Но…
Эта бронзовая статуя архангела была установлена в XVIII веке взамен старой, у которой Михаил не вкладывал меч в ножны. То есть, вроде бы, вкладывал, как пишут, но не так очевидно. Давайте же на нее посмотрим…
Вот она. Дворик Ангела со статуей, которая как раз и стояла на вершине замка до XVIII века. Она сделана из мрамора и была установлена наверху в XVI веке. Очевидно, что Михаил не вкладывает свой меч в ножны, но суть даже не в этом. От видения папой архангела до установки статуи в честь этого события прошло целое тысячелетие!
С верхней смотровой площадки замка открываются прекрасные виды на Рим.
Вид с крепостной стены.
Ночью замок красиво подсвечивается, отчего туристов здесь много и в это время суток. Вход внутрь только днем, конечно. Стоимость – около 5 евро.
На этом сегодняшнюю прогулку по Риму мы завершим, а в следующий раз отправимся в Пантеон.
Архитектурная фотосъемка в моем портфолио.