Римские истории. Капитолий

В этот раз мы прогуляемся по Капитолийскому холму. Капитолий – это один из семи холмов, на которых в древности строился Рим. Римские холмы небольшие, каждый можно пройти минут за пять-десять, а еще через десять-пятнадцать дойти до следующего холма. Капитолий же является самым маленьким из них: только на него взошел и через метров сто уже спускаешься. Зато в древности на этом холме находился храм, который тоже называли Капитолием и в котором заседал римский сенат.

Капитолий, лестница
Парадная лестница, ведущая на вершину Капитолия. Наверху по ее краям расположены статуи Диоскуров, созданные еще якобы в античные времена. Они были найдены среди руин города лишь в XVI веке.

Капитолий, площадь
Поднявшись на холм, мы попадаем на небольшую площадь, окруженную несколькими зданиями — комплекс Капитолийских музеев. Первый музей был основан папой Сикстом IV в XV веке и является старейшим общественным музеем в мире. В следующем столетии площадь, вместе со зданиями, была перестроена Микеланджело. В ее центре архитектор установил античную статую Марка Аврелия на коне.
Капитолийские музеи
Один из дворов музея. Остатки былого величия Римской империи.
Капитолийские музеи: колосс Константина
Обломки гигантской статуи императора Константина Великого во дворце Консерваторов, в котором находится большая часть экспонатов Капитолийских музеев. Статуя изображала сидящего императора, но даже при этом ее высота составляла около 12 метров. Она была установлена в базилике Максенция и Константина – самом большом здании Римского форума.
Капитолийские музеи: колосс Константина
Считается, что колосс Константина был создан еще при жизни императора, то есть в IV веке. И разрушен неизвестно кем и зачем предположительно спустя один-два века. Предполагать, конечно, можно все что угодно, особенно, если учесть, что нашли эти мраморные фрагменты лишь по прошествии тысячелетия – аж в XV веке.
Капитолийские музеи: колосс Константина
А с правой рукой императора вообще вышла хохма. Их оказалось две, почти одинаковых. Историкам ничего не остается, как предположить, что рука, ранее державшая скипетр, была позже заменена на руку, держащую какой-то христианский символ. В этом фрагменте действительно видно отверстие, однако непонятно, было ли оно сделано скульптором изначально или просверлено позже.
Капитолийские музеи: статуи
Внутри Капитолийские музеи заставлены античной скульптурой.
Капитолийские музеи: статуи
В некоторых залах на стенах сохранились великолепные ренессансные фрески, но фотографировать в них запрещено. Все статуи, с точки зрения мастерства, тоже превосходны. Отличить античную статую от ренессансной без взгляда на информационную табличку невозможно.
Капитолийские музеи
Когда я рассказывал про Ватиканские музеи, то написал, что при их посещении возникает вполне закономерный вопрос, который также встал передо мной и здесь, на Капитолии: почему люди разучились ваять такие статуи, потеряв не только мастерство, но и всякое желание делать такую красоту на целую тысячу лет? С точки зрения психологии это просто нонсенс.
Капитолийские музеи: античное искусство
Чтобы создавать такие великолепные статуи, нужны специальные школы и длительная культурная эволюция. Но ничего этого мы не видим в Древности и находим лишь в Средневековье.
Капитолийские музеи: экспонаты
Нужны не просто специальные школы, а много школ, чтобы они выпускали много хороших скульпторов и чтобы потом мы могли видеть это множество античных памятников. Куда все эти школы, а также желающие в них учиться пропали на многие века? Только не надо сказок про страшных и невежественных варваров.
Капитолийские музеи: статуя Марка Аврелия
Где-то мы эту статую сегодня уже видели… Да, на Капитолийской площади установлена копия, а это, внутри здания — оригинал. Статуя была создана еще во II веке. Это, кстати, единственная конная статуя, уцелевшая с античности. Дело якобы в том, что в Средние века все принимали этот памятник за статую императора Константина Великого. И не трогали ее, так как этот персонаж был канонизирован христианской церковью. В эпоху Возрождения один ватиканский хранитель древностей сравнил голову статуи с изображениями на монетах Марка Аврелия и таким образом распознал личность всадника. Такая, вот, история…
Капитолийские музеи: Коммод-Геракл
Знаменитая статуя императора Коммода в образе Геракла. Вообще, здесь, в Капитолийских музеях собрано много шедевров античного искусства.
Капитолийские музеи: статуя Константина
Фрагменты еще одной гигантской статуи императора Константина Великого. И конечно, сделанной тогда же, в IV веке.
Капитолийские музеи: барельеф
Среди музейных экспонатов очень много различных прекрасных барельефов, в том числе целых богато декорированных саркофагов.
Капитолийские музеи: волчица
Знаменитая Капитолийская волчица, которая, по легенде, вскормила Ромула и Рема – основателей Рима. Вплоть до нашего времени считалось, что она создана аж в V веке до н.э. Однако несколько лет назад специалистка по металлургии, реставрировавшая волчицу, вынесла вердикт: статуя изготовлена в XIII веке, а младенцы же и того позже — в XV веке. Но как же быть тогда с античной литературой, ведь об этой статуе писали еще Плиний, Цицерон..?
Первоначальная датировка памятника, кстати, производилась, на основе стилистического сходства с другими артефактами. А это означает, что все их тоже нужно перенести в средние века. Но вряд ли историки этим озадачатся.
Капитолийские музеи: мозаика
Это не картина, а искусно сделанная из очень мелкой смальты античная мозаика. II век. Найдена в XVIII веке.
Капитолийские музеи: мозаика
Орест и Ифигения. Там такой сюжет, что Шекспир отдыхает. Напольная мозаика, найдена в XIX веке. Датируется примерно I-III вв. Любопытный момент: античные картинные произведения изображают людей намного хуже, чем скульптурные. Хотя подобрать нужные кусочки смальты намного проще, чем обтесывать монолит зубилом, не имея право на ошибку. Почему так? Не потому ли, что они принадлежат разным эпохам?
Вид с Капитолия
Вид на Рим со смотровой площадки монумента Витториано, расположенного у подножия Капитолия.
Руины терм Каракаллы
Вот и все, что я хотел рассказать о Капитолии и его музеях. В следующий раз мы отправимся посмотреть на общественные античные бани. Точнее на то, что от них осталось. На фото: руины терм Каракаллы.

Больше архитектурных фотографий можно посмотреть здесь. Все прогулки по Риму — здесь.

3 комментария к “Римские истории. Капитолий”

Оставьте комментарий