Римские истории. Колизей

Путешествовать всегда приятно, а путешествовать по местам, богатым на исторические достопримечательности, приятно вдвойне. В Риме я был два раза и с удовольствием бы посетил этот город еще раз. Но, подозреваю, и этого будет мало.

Накопившийся фотоматериал я разбил на несколько историй, каждая из которых посвящена какому-то одному интересному месту этого прекрасного города. И начну с самого известного — Колизея.

Фотография Колизея
Колизей — античный амфитеатр, одна из самых больших арен всех времен и народов, памятник архитектуры Древнего Рима. Его строительство велось на протяжении восьми лет, в 72—80 годах первого века нашей эры.

Фотография Колизея
Первоначально Колизей назывался Амфитеатром Флавиев — была такая императорская династия. Его нынешнее название закрепилось примерно в VIII веке. Считается, что оно произошло от гигантской статуи императора Нерона почти 40-метровой высоты, которая называлась Колосс. Это странно, поскольку от самой статуи не сохранилось ничего кроме остатков какого-то пьедестала. Странность этой истории подтверждается аналогичной историей, произошедшей в другой столице Римской империи — Константинополе.
Фотография Колизея
Колизей находится в низине, между тремя холмами. Рядом стоит известная арка Константина Великого. Ощущения того, что эти памятники были построены 2000 лет назад, нет. Никакого прироста культурных слоев, естественных для такого огромного промежутка времени, не видно.
Фотография Колизея
Долгое время Колизей был для жителей Рима и приезжих главным местом увеселительных зрелищ, таких как бои гладиаторов и звериные травли.
Фотография Колизея
Размеры Колизея, конечно, потрясают. Посмотрите на крошечные фигурки туристов рядом с ним и на его стенах. Это, наверное, самый грандиозный античный амфитеатр: длина его наружного эллипса равняется 524 м, большая ось — 188 м, малая ось — 156 м, высота его стен — от 48 до 50 метров. При таких размерах он мог вместить в себя около 50 тысяч зрителей.
Фотография Колизея
Считается, что систематическое разрушение Колизея началось в XIV веке, совпав с началом эпохи Возрождения, во что с трудом верится. В варварские времена на протяжении многих веков это языческое сооружение никто по камешку не растаскивал. А вот с наступлением гуманизма, получается, началось настоящее варварство. Амфитеатр разбирали на строительные материалы, которые использовали при возведении новых сооружений, например, храма Святого Петра.
Фотография Колизея
Колизей утратил две трети своей первоначальной массы; тем не менее, она и поныне беспримерно огромна: один архитектор в XVIII столетии подсчитал количество заключающегося в Колизее строительного материала и определил его стоимость, по ценам того времени, в полтора миллиона скудо (около 8 млн франков). Поэтому Колизей во все времена считался символом величия Рима.
Фотография Колизея
Сегодня Колизей является музеем. Входной билет стоит около 12-15 евро – не помню точно – и дает право на посещение сразу трех находящихся рядом памятников древности: Колизея, Римского форума и Палатинского холма. Билет запрограммированный, входы везде через турникеты. Фотосъемка разрешена везде.
Фотография Колизея
Заходим внутрь. Стены Колизея выстроены из травертина, качество обработки которого и вообще уровень строительства просто потрясают. Приглядитесь, как точно огромные камни прилегают друг к другу.
Фотография стены Колизея
Удивительно, как древним строителям, при отсутствии соответствующих технологий, удавалось так ровно создавать горизонтальные поверхности каменных блоков – стыки между ними идеальны, без зазоров и прочих неровностей. Понятно, что травертин мягкий камень, но все же.
Фотография Колизея
Внутри Колизея можно ходить практически везде и, как у многих римских памятников древности, все трогать руками.
Фотография Колизея
Архитектурно-логистическое решение, применённое в Колизее, было почти идеальным. Поэтому оно до сих пор применяется при строительстве стадионов: множество входов располагаются равномерно по всему периметру здания. У Колизея таковых 80. Благодаря такой планировке публика могла заполнить Колизей за 15 минут и покинуть за 5.
Фотография Колизея
Зрительские места были сделаны в виде каменных скамей, ряды которых располагались над проходами. Сохранилась только их меньшая часть.
Схема Колизея
План расположения трибун в Колизее. Ближе всего к арене находились места для сенаторов. Чем выше и дальше от арены – тем ниже статус зрителей. На самом верху — места для женщин и плебеев. Некоторым группам людей было вообще запрещено занимать зрительские места, например актерам и могильщикам.
Фотография арены Колизея
Это арена, точнее то, что было под ней. Настил арены был деревянный, а под ним находился еще целый каменный этаж с помещениями и проходами. Как считают историки, арена Колизея заполнялась водой, на которой устраивались показательные морские сражения. Но это, по-моему, полная чушь.
Крест в Колизее
В новое время Колизей использовался в качестве христианской церкви. Большой католический крест — память о том времени.
Фотография Колизея
Большая мраморная доска, установленная высоко на внешней стене Колизея, извещает нас о том, что реконструкцию этого колосса завершил римский папа Пий IX в XIX веке.
Старое изображение Колизея
Таким был Колизей в XVIII веке. Гравюра известного итальянского архитектора и художника Джованни Пиранези.
Фотография Колизея
У стен Колизея проходят две оживленные улицы. Рядом – одноименная станция метро.
Фотография ночного Колизея
Ночью Колизей красиво подсвечивается. Внутрь не пускают, но вокруг можно бродить круглые сутки. Даже ночью здесь, как и везде в Риме, много туристов. Мне почти никто не мешал, поскольку шел дождь — хоть какой-то плюс от него.
Фотография ночного Колизея
Колизей с другой стороны, обычно отсюда его мало кто снимает. На этой фотографии он напоминает Вавилонскую башню с известной картины Питера Брейгеля Старшего. Нидерландский художник был в Риме, и, скорее всего, при работе над картиной вдохновлялся именно архитектурой Колизея.
Собор Святого Петра в Риме
На этом мой рассказ о Колизее закончен. В следующий раз мы отправимся в собор Святого Петра.

См. также портфолио: архитектурная фотосъемка и путешествия.

Оставьте комментарий