Небольшой фотоотчет с пояснением того, как делается интерьерная съемка при слабом естественном освещении. Работа проводилась в московской квартире по заказу дизайнера.
Обычно фотография выглядит лучше, если интерьерная фотосъемка делается с естественным освещением, с дневным светом от окна. Однако, если в кадр попадает само окно, то фотосъемка в таком случае представляет сложную задачу. При съемке с нормальной экспозицией, то есть той, которая выставляется камерой автоматически, окно получится пересвеченным. Если экспозицию уменьшить, то кадр получится слишком темным. Что делать? Рассмотрим ситуацию на примере другого фото, сделанного в этой же спальне.
На фото выше показан raw-файл, открытый в программе Lightroom. Несмотря на то, что окно видно только в зеркале, это, с точки зрения описанного выше, ничего не меняет. Чтобы зеркальная дверь шкафа получилась хорошо, без пересветов, экспозиция была сильно уменьшена. В результате мы видим темную фотографию. Красным цветом программа отмечает пересвеченные (выбитые) участки изображения. Да, они все равно остались, но их мало, они незначительны, и с этим уже можно работать. Это некий компромисс: если бы экспозиция не менялась, то получилось бы одно огромное красное пятно, а если бы ее уменьшить еще больше — картинка стала бы совсем темной, а детали в тенях потерялись бы безвозвратно. На фото ниже показан результат обработки этого кадра.
Сравнение в стиле «до и после». Одно фото — необработанное изображение, конвертированное из raw-файла; другое — полностью обработанное. Это пример того, как производится интерьерная фотосъемка в условиях лимита времени. Если время есть, то вместо одного кадра можно сделать несколько, с разной экспозицией, чтобы потом при обработке их соединить в один, например по технологии HDR.
При искусственном освещении перепад яркости менее заметен, но все равно есть. Его величина зависит от типа и количества источников света. И правило понижения экспозиции справедливо и для этого случая. А по большому счету — не только для интерьерной фотосъемки, но и для любой другой, за редким исключением отдельных сюжетов. Но почему же приходится делать темный кадр, а не нормальный, если его потом все равно придется обрабатывать?
Дело в том, что человек лучше воспринимает светлые участки изображения, чем темные. Это касается и направления внимания, и способности различения деталей. В светлых областях глаз различает намного больше градаций, чем в темных. Поэтому на фотографии в первую очередь должны быть максимально прорисованы светлые детали, а остальные — как получится. Если диапазон яркости фотографируемого интерьера больше диапазона камеры, то фото получится либо с пересвеченными участками, либо с перетемненными, либо сразу со всем вместе. В этих проблемных участках информация потеряна, ее невозможно восстановить при постобработке. Поэтому при такой интерьерной съемке, исходя их сказанного о природе восприятия, фото не должно содержать пересветов, и его придется делать темным, пожертвовав деталями в тенях.
Кстати, психофизиология человеческого восприятия отражена также и в протоколах файлов изображения, независимо от того, какой это формат: jpeg, tiff или даже raw. У них у всех максимальное количество тональных различий приходится на яркие области изображения, меньше — на средние, совсем мало — на темные.
Прихожая и последнее фото — детская. Как это часто бывает, дизайнерская интерьерная фотосъемка ограничена по времени, так как производится в помещениях, принадлежащих другим людям, которым эта съемка совсем не нужна. Времени на нормальную работу может и не хватить. Так, эта прихожая снималась уже в спешке, без штатива. На этом пока все, больше интерьерных фото можно посмотреть здесь: интерьерная фотосъемка.